Венчание - один из самых значительных, радостных и жизнеутверждающих христианских обрядов. Праздничное убранство церкви, торжественное облачение священнослужителей, белоснежное платье и фата невесты, светлые наряды подружек, счастливые молодые лица жениха и невесты, приподнятое настроение родственников и друзей и, конечно, само богослужение - вековая мудрость молитв и священное песнопение - создают во время венчания незабываемую, возвышенную атмосферу всеобщей радости благожелательности и любви.
Христианский православный брачный союз имеет глубочайшее духовное основание - это одновременно и таинство и просвещение. В таинстве брака жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, получают благословение Божие для супружеского счастья и для рождения, христианского воспитания детей.
"Брак становится честен, и ложе супружеское непорочно. Люди соединяются на земле, чтобы вместе быть в вечности". В браке у супругов происходит преображение духовных качеств, появляется возможность видеть мир через другую личность, достигается "единомыслие душ и телес, долгодействие, целомудрие, взаимная любовь и союз мира, благодать в чадах, обилие благ земных и венец неувядаемый на небесах". Православие рассматривает брак как таинство и в необходимости супругам занять каждому свое место: "Муж есть глава жены". Он отвечает за направление семейной жизни, за ее прочность и благосостояние. "Жена да боится своего мужа". Конечно, не в смысле рабского страха, которому нет места в христианской жизни: для церкви все равны - "нет ни мужского пола, ни женского", - но потому, что муж является руководителем семейной жизни. Муж должен более всего дорожить в жене, как лучшими ее качествами, - стыдливостью, целомудрием, высоко ценить и оберегать эти ее святые достоинства. "Любящий свою жену муж любит себя самого". Оба супруга должны постоянно созидать брак, не допускать, чтобы ежедневные суетные страсти разрушили духовную основу брака - любовь. Супругам определено жить друг для друга и стремиться к тому, чтобы праздничная радость первого дня брака продолжалась всю жизнь. Мужу положено снисходить к слабостям жены, ибо в Евангелии сказано: жена - "немощнейший сосуд". Жених и невеста должны приступать к христианскому браку в сознании его святости и ответственности совершаемого шага для них обоих и для потомства. А потому им следует искать друг в друге не внешние преимущества и материальные блага - богатство, высокое общественное положение, а внутреннюю связь в супружеской жизни, основу счастья. Церковь рекомендует подготовиться к таинству брака подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения. Перед самым вступлением в брак жениху и невесте следует поговеть (поститься) в течение семи-десяти дней, а в день венчания причаститься Святых Тайн.
Брачный возраст по православному закону считается для жениха - 18 лет, для невесты - 16 лет.
В наше время церковный брак не имеет гражданской юридической силы, поэтому венчают, как правило, супругов, уже зарегистрировавших брак в загсе.
Торжественная церемония церковного бракосочетания состоит из обручения, венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Прибывшие в назначенное время жених и невеста встают в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник в полном облачении выходит из алтаря через царские ворота, трижды благославляет жениха и невесту, произнося: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа", и вручает им в знак святости брака зажженные свечи. На каждое благословение жених и невеста осеняют себя крестным знамением и принимают свечи. Свечи символизируют свет, тепло, радость встречи двух любящих людей, их чистоту и целомудрие. Полагается, чтобы свечи горели на протяжении всей церемонии бракосочетания, поэтому они должны быть достаточно большого размера.
Священник вводит жениха и невесту внутрь храма, где будет совершаться обручение. Согласно каноническим правилам, священнодействие начинается с чтения молитв о спасении жениха и невесты, о даровании им детей, о ниспослании совершенной любви, о благословении их в непорочную жизнь. После чтения молитв, священник берет золотое кольцо со святого престола и произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты)", творя каждый раз крестное знамение над головой жениха, и надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Затем берет серебряное кольцо и произносит, знаменуя крестом голову невесты, трижды: "Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха)", - и надевает ей кольцо также на четвертый палец правой руки. Кольца - знак вечности и непрерывности брачного союза - во время церемонии находятся на правой стороне святого престола: слева - золотое, справа - серебряное. Золотое кольцо символизирует солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - луну, меньшее светило, блистающее отраженным солнечным светом. В настоящее время разрешаются для венчания кольца, изготовленные из одного металла - золота или серебра - и украшенные драгоценными камнями. После благословения жених и невеста трижды обмениваются кольцами. После тройной перемены серебряное кольцо остается у жениха, а золотое у невесты в знак того, что женской слабости передается мужественный дух. Священник произносит молитву, испрашивая благословения и утверждения обрученным. Вслед за этим начинается церемония венчания. Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, становятся на разостланный на полу белый или розовый плат (коврик) перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы, и подтверждают перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Священник спрашивает жениха: "Имеешь ли ты соизволение благое и непринужденное и крепкую мысль взять в жены сию, которую перед собой видишь?" Жених отвечает: "Имею". Священник продолжает: "Не обещался ли иной невесте?" - "Не обещался". С теми же вопросами священник обращается и к невесте. После этого наступает главный момент Таинства Брака. После прочтения положенных молитв священник осеняет крестообразно венцами жениха и невесту, трижды возглашает:
"Господи Боже наш, славою и честию венчай их!" и трижды благославляет их.
Эти слова и увенчание жениха и невесты преисполнены глубокой символики: провозглашается честь и слава человеку как царю творения, жених и невеста становятся друг для друга царем и царицей на всю последующую жизнь, многотрудную и полную искушений. Венчанием выражается также честь и слава мученических венцов, ибо путь к Царству Божиему - это страдание и распятие Христа. Отсюда исходит и третье значение венцов - они являются венцами Царства Божия.
После возложения венцов и чтения Евангелия приносится чаша с красным вином. Священник дает ее новобрачным, которые попеременно, сначала муж, а потом жена, отпивают по три маленьких глоточка. Общая чаша - это общая судьба, общие радость и горе, счастье и несчастье.
По окончании церемонии священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены и. покрыв соединенные руки епитрахилью, а поверх нее - своей рукой, ведет их трижды вокруг аналоя. Круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для супругов. "Восприми венцы их в Царствии Твоем", - произносит священник, затем снимает венцы и подводит новобрачных к царским вратам, где они поочередно целуют икону Спасителя и Божией Матери.
Оканчивается венчание целомудренным поцелуем новобрачных, свидетельствующим о святой и чистой любви друг к другу. После этого новобрачные, стоя на нижней ступени амвона, принимают поздравления присутствующих.
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание по вторникам, четвергам, субботам, в течение всех четырех постов, в сырную седьмицу, Пасхальную седьмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки), а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (10, 11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (26, 27 сентября) и в канун Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).
Даты даны по новому стилю.
В церковных правилах нет строгих указаний, должны ли венцы быть надеты на головы новобрачных или их может держать шафер над новобрачными, стоя у них за спиной.