Казалось бы, маленькая проблема - нежелание вставать, но она подчас доставляет немало хлопот (родители вынуждены тратить драгоценное утреннее время на уговоры, успокоение и одевание малыша) и может даже стать причиной более серьезных неприятностей - опоздания взрослых на работу, ссоры в семье, нервозности в отношениях между родителями и детьми. Почему ребенок не хочет вставать?
Чаще всего это связано с режимом дня.
Прежде всего - это резкое изменение распорядка дня ребенка, когда он начинает ходить в детский сад или ясли. Поэтому очень важно, чтобы родители заранее поинтересовались, в какое время надо туда приходить, во сколько дети обедают и укладываются спать, с тем, чтобы заранее дома придерживаться такого же распорядка дня. Тогда переход на новый режим пройдет постепенно и безболезненно.
Другим важным фактором является продолжительность сна. В первые годы жизни ребенка дневной сон так же важен, как и сон в течение ночи. Потребность спать днем должна обязательно удовлетворяться. Но ребенок растет и зреет его нервная система, и потребность во сне меняется. Ежедневный режим должен постоянно приспосабливаться к этим изменениям. Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности, которые не должны идти в противоречие с жестким графиком - сколько ребенок должен спать ночью, зависит от продолжительности дневного сна. Если малыш по каким-либо причинам не спал днем, то и ложиться вечером ему надо на час-полтора раньше. А есть и такие дети, которые уже в 3 года вообще отказываются спать днем.
Потребность в определенном количестве сна меняется также с изменением психоэмоционального состояния человека и временем года. В летний период и вообще в светлое время года люди спят в среднем на час меньше, чем зимой.
Во сколько ребенок ложится спать и в какое время ему приходится вставать, зависит от распорядка дня в семье. В правильный режим дня надо вводить малыша постепенно, день за днем. Надо постараться выяснить, сколько часов для сна нужно именно вашему ребенку, после которого он бодрый и в хорошем настроении. Постарайтесь выработать индивидуальное расписание, которое устраивает всех, и придерживаться его, в особых же случаях проявляйте гибкость. Затем нужно ежедневно стараться "подтянуть" его ночной сон к этому расписанию. Если родители хотят, чтобы ребенок вечером раньше ложился спать, днем его лучше укладывать пораньше, сразу после обеда.
Если ребенок привыкнет постоянно ложиться спать в одно и то же время, его биологические часы уже будут настроены на этот распорядок дня. Четкий разумный режим - это важнейшее условие формирования условных рефлексов на время, привычек, способствующих правильному развитию. Правильный режим обеспечивает уравновешенное состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления и создает благоприятные условия для физического и психического развития малыша.
Как будить ребенка?
Согласно представлениям физиолога И. П. Павлова, сон - это процесс торможения, который распространяется на кору и подкорковые центры головного мозга человека. Во время сна снижается обмен веществ, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается, уменьшается объем циркулирующей крови, все крупные мышцы расслабляются. Чередование сна и бодрствования - необходимое условие нормального функционирования человеческого организма. Между сном и бодрствованием есть еще и промежуточное, так называемое "просоночное" состояние. Специалисты объясняют это эффектом инерции сна, т. е. после сна человеческому мозгу требуется время для полного пробуждения и включения в работу. В этом состоянии человек уже может слышать некоторые негромкие звуки, однако снижен объем кратковременной памяти и человек еще не может активно действовать.
Поэтому пробуждение должно быть медленным и спокойным, все действия родителей и звуки - мягкими и ласковыми. Можно включить негромкую любимую музыку, неяркий свет, погладить малыша и тихонько позвать его по имени. Будет еще лучше, если создать определенный ритуал пробуждения, обнять и поцеловать кроху, спросить, как ему спалось и что снилось. Благодаря этому у ребенка выработается рефлекс приятного пробуждения.
Чтобы день прошел удачно и ребенок чувствовал себя бодро, полезно научить его сделать еще в постели несколько упражнений и потягиваний. Для активизации сердечно-сосудистой и дыхательной системы надо лежа на спине сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом напрягая живот и выпячивая его при вдохе, а при выдохе - втягивая его в себя. Для растягивания позвоночника, лежа на боку, левую руку вытянуть вперед и одновременно левую ногу назад. То же самое повторить с правыми конечностями. Потом обеими руками потянуться вверх, а пятками - вниз. После этого не надо сразу же вскакивать с постели, а немножко спокойно посидеть.
Хорошо действует легкий массаж тела и стоп малыша. Еще одно хорошее упражнение для пробуждения - большим и указательным пальцами помассировать рефлексогенные зоны уха, расположенные на мочке, что будет способствовать циркуляции крови и приливу энергии.
Через несколько минут, когда ребенок уже окончательно проснулся, можно позвать его обычным голосом, включить бодрую, веселую музыку. Отправляйте его чистить зубы и умываться, без напоминания он может про это и забыть.
Важно также, чтобы утренний распорядок был полноценным. Не надо жалеть ребенка, чтобы он еще немного поспал и оттягивать подъем. Лучше встать на час раньше и без волнений и суеты спокойно собраться.
И еще надо остановиться на такой наследственно обусловленной особенности человеческого организма, как биологический ритм "засыпание - пробуждение", который естественным образом связан с заходом и восходом солнца. Работой нашего организма управляют внутренние биологические часы в соответствии с так называемым циркадным ритмом (от латинского circa diem - околосуточный). К примеру, именно они определяют время, когда отдельные органы становятся более или менее активными и управляют интенсивностью выработки определенных гормонов. Длина циркадного дня составляет обычно 24-25 часов. В зависимости от этого ритма все люди делятся на "сов" и "жаворонков", часто к ним добавляют промежуточный тип - "голуби".
"Жаворонки" - это люди, которые рано ложатся спать и рано просыпаются. Пик их активности приходится на 7-10 часов утра.
"Совы", наоборот, ложатся поздно, а утром просыпаются медленно и с трудом, все их психофизиологические функции заторможены, время их наибольшей работоспособности приходится на вечер. "Голуби" лучше всего приспосабливаются к обычному, усредненному режиму. Не стоит переделывать "сов" в "жаворонков" и наоборот. Для психического благополучия ребенка необходимо понаблюдать за ним и выяснить его биологический режим. И уже исходя из этого, подобрать ему распорядок дня, чтобы он максимально соответствовал его суточному ритму.
Городской ритм жизни и наша цивилизация как будто специально подстроены под "жаворонков". "Совам" же приходится приспосабливаться под этот ритм жизни, они не умеют сразу же засыпать, а утром им требуется время, чтобы проснуться, и поэтому правильное начало дня (т. е. медленное пробуждение) для них - это гарантия того, что день сложится удачно. Иногда палочкой-выручалочкой для них может быть дневной сон.
Треть своей жизни человек проводит во сне. Это неотъемлемая часть естественного жизненного цикла, дающая нам отдых, без которого мы чувствуем себя усталыми, раздраженными и неспособными на следующий день как следует выполнять свою работу.
Жизненные ритмы, заложенные в человеческий организм, оказывают сильное влияние на все процессы в нем и самочувствие человека. Поэтому учет ритмов и уважительное отношение к ним - основа человеческого здоровья. А особенно это важно в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.