Кишинев хочет бакинской нефти
Сотрудничество Азербайджана и Молдавии нуждается в пересмотре
Баку предложены элитные вина из молдавских погребов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Прибывший сегодня в Азербайджан с двухдневным визитом премьер-министр Молдавии Василий Тарлев заявил, что Кишинев заинтересован в развитии сотрудничества с Баку. В течение двух дней молдавская делегация проведет переговоры с азербайджанскими коллегами. Молдаване намерены предложить Азербайджану расширить рынок молдавского вина в республике, а также получить доступ к азербайджанской нефти и газу. В составе делегации специально созданная рабочая группа, которая намерена изучить опыт азербайджанских коллег в области исследований месторождений нефти и газа.
По мнению местных аналитиков шансы на реализацию этих планов довольно велики, учитывая партнерские отношения Азербайджана и Молдавии в формате ГУАМ – организации, в деятельности которой сегодня наряду с экономическими задачами явно вырисовываются и политические очертания.
Первая попытка в налаживании сотрудничества в топливно-энергетической сфере между двумя странами была сделана в начале 2005 года. Тогда правительство Молдавии и азербайджанский холдинг Аzpetrol подписали инвестиционное соглашение на сумму в 250 млн. долл. Оно предусматривало завершение Джурджулештского нефтеналивного терминала, возведение грузопассажирского порта и нефтеперерабатывающего завода, а также открытие сети автозаправочных станций на территории Молдавии. По задумке авторов проекта, азербайджанскую нефть планировалось доставлять по Черному морю в Молдавию, перерабатывать и сбывать нефтепродукты в Румынии и далее в Европе. Однако непредвиденные обстоятельства, точнее, арест руководителя азербайджанской нефтяной компании Аzpetrol Рафика Алиева внес коррективы в проект. В итоге в июне 2006 года дочерние компании азербайджанского холдинга – Аzpetrol SRL, Azertrans SRL, Azpetrol Refinery SRL были приобретены голландской компанией Eas Eur Holding BP, специализирующейся на инвестициях в энергетическом секторе стран Восточной Европы. Образовавшаяся в результате этой сделки компания Danube Logistics завершила строительство нефтеналивного терминала. Терминал включает причал для приема нефтяных танкеров, 8 резервуаров для складирования нефтепродуктов общей вместимостью 52 тыс. тонн, а также системы для перекачки нефти. Общий объем прямых вложений Danube Logistics в строительство нефтеналивного терминала составил около 23 млн. долл. Так что в Молдавии есть необходимые условия для принятия каспийской нефти. И по всей видимости, в Баку премьер-министр Василий Тарлев постарается склонить азербайджанскую сторону к рассмотрению вопроса диверсификации доставки каспийских углеводородов в Европу.