"Прямая или скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжена на протяжении длительного времени", - с этого несколько странного заявления Владимир Путин вчера в Кремле начал совещание с членами правительства. И объяснил: даже сейчас, после двух "торговых войн" и ощутимого повышения цен на энергоресурсы, Россия прямо или косвенно дотирует 41 процент белорусского бюджета. "Согласимся, что это много", - предварил все возможные возражения Путин, пообещав, что в будущем объем поддержки все же будет сокращаться. Тем не менее в данном случае, полагает он, платить есть за что - за существование "экономической интеграции на рыночных принципах" и за "поддержку братского белорусского народа".Собрав в Кремле членов правительства, Путин первым делом поблагодарил тех из них, кто принимал участие в переговорах с Белоруссией. Министры-переговорщики победителями не выглядели и комментировать достигнутые договоренности не стали. За них это сделал Путин: по его словам, был найден "приемлемый компромисс". И все же счел нужным объяснить, в чем именно он состоит.
Только за счет энергоносителей Белоруссия, сообщил Путин, в этом году получит поддержку в размере $5,8 млрд - $2,5 млрд за счет нефти и $3,3 млрд за счет газа. С нефтью это прежде всего весьма нестандартный способ исчисления экспортной пошлины, с газом - разница между установленной договорами и рыночной ценами, а также начинающиеся в этом году выплаты за приобретение половины "Белтрансгаза". Если весь бюджет Белоруссии, продолжил Путин, в этом году составляет около $14 млрд, "то наша поддержка выражается в цифре, равной примерно 41%". В таком подсчете есть некое лукавство: часть поддержки все же идет косвенно, а не прямыми поступлениями в белорусский бюджет, а российский бюджет взамен начинает получать неуплачиваемую раньше пошлину. Но и со скидкой на лукавство сумма выходит весомой, и Путин объяснил, на что она идет: "Это плата России за спокойный, союзнический способ перехода к рыночным отношениям и поддержка братского белорусского народа". В целом же, считает Путин, к отношениям с соседями пора "относиться по-взрослому, без суеты и без эмоций".
Примерно об этом же - о принципах взаимодействия с постсоветскими государствами - зашла речь и после доклада вице-премьера Александра Жукова о выполнении госпрограммы переселения соотечественников. Жуков объяснил, что некие "подъемные" от государства будут получать только те, кто приедет жить либо на стратегически важные приграничные территории, либо в регионы, остро нуждающиеся в рабочей силе. "Неплохо", - одобрил Путин. И резюмировал: "Мы все уже с вами прекрасно поняли, что, когда мы даже не можем сосчитать объем скрытой поддержки тех или иных государств, это не стимулирует к интеграционным процессам". А единственный способ добиться "справедливых и равноправных отношений", озвучил свой вывод Путин, - это пытаться сделать их "ясными, положенными на бумагу, просчитываемыми легко"."Белорусский" сахар - под запретомЭнергетический конфликт сменился продуктовымАлексей Аронов
Несмотря на то что нефтегазовые страсти между Россией и Белоруссией несколько улеглись, торговая война продолжается. Вслед за "черным золотом" на арену вышла "белая смерть" - сахар. Наша страна грозится не сегодня-завтра ввести таможенные пошлины или квоты на его поставки из Союзного государства. Таким образом Москва намерена ограничить поставки сверхдешевого белорусского сахара на российский рынок, защитив нашу промышленность. Потребителям опасаться нечего. Эксперты утверждают, что наша страна вполне может обеспечить себя собственным сахаром. Но цены на него тем не менее могут немного выр асти.
Сейчас Белоруссия ввозит в нашу страну сахар беспошлинно. Как и полагается по Таможенному союзу между нашими странами. Единственное ограничение - поставлять сахар собственного производства. То есть свекловичный. Но братская республика понимает таможенную вольницу по-своему. В Россию идет непрекращающийся поток дешевой продукции, произведенной из... тростникового сырца. Который, как известно, в Белоруссии не производится. А привозится из стран Латинской Америки (сей факт был уже доказан экспертизой).
Впрочем, достаточно взглянуть на цифры. Ежегодно белорусы съедают около 350 тысяч тонн сладкого продукта. Это немногим меньше, чем производит вся промышленность Союзного государства (примерно 400 тыс. тонн). Получается, что в Россию (а Белоруссия экспортирует сахар только в нашу страну) должно ежегодно поставляться не больше 50 тонн сахара. Как бы не так! По данным компании "Союзроссахар", объем поставок из Белоруссии в последние годы доходил до... 480 тыс. тонн. Неудивительно, что "братского" сахара на нашем рынке — треть всего импорта.
В принципе поставлять тростниковый сахар белорусам никто запретить не может. Плати экспортную пошлину - и никаких вопросов. Но в Минске решили на ней сэкономить. "В результате за 2002—2005 годы Россия недополучила $165 млн - за реэкспортированный сахар", - рассказал "Известиям" заместитель председателя правления "Союзроссахара" Сергей Миронов. По его словам, сейчас в Белом доме рассматривают два варианта постановлений, призванных спасти российскую сахаропроизводящую отрасль. "Первый вариант - ввести компенсационные пошлины на ввоз сахара. Второй - ввести квоты", - сказал Миронов.
На квоты белорусы, кстати, согласны. Правда, просят ни много ни мало... 400-450 тыс. тонн в год. Причем с последующим ее ежегодны м увеличением на 5%. Москва же склоняется к цифре в 100 тыс. тонн. Для разрешения спора на этой неделе в Москву собирается приехать белорусская делегация. "До 15 февраля этого года мы рассчитываем подписать соглашение об условиях поставки белорусского сахара в Россию, - заявил вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков. - Мы даже рассчитываем, что это соглашение будет подписано раньше, может быть, в ближайшие дни. Есть соответствующий документ Минсельхозпродов двух стран".
Эксперты считают, что скорее всего с белорусами договорятся полюбовно. Повод к такой версии - недавнее высказывание премьер-министра России Михаила Фрадкова, выразившего надежду, что Союзное государство примет решение добровольно ограничить поставки на российский рынок. Тогда, дескать, и Таможенный союз удастся сохранить. Правда, среди экспертов находятся и скептики, утверждающие, что доверие к белорусским властям основательно подорвано в ходе недавнего нефтегазового конфликта и определенные санкции Россия все-таки может ввести. Что же касается потребителей, то наши кошельки от любого развития событий пострадать не должны. "Мы вполне можем обеспечить себя сахаром сами, - считает Миронов. - Ведь в России около 80 сахароперерабатывающих заводов, а в Белоруссии только четыре. К тому же переработка сахара нам обходится дешевле, чем соседям, - у нас энергоносители дешевле".